Системы кондиционирования большинства средних и крупных объектов построены по схеме «чиллер-фанкойл». Данное решение предусматривает установку чиллера (устройства для охлаждения воды или водного раствора этиленгликоля) и фанкойлов в каждом из обслуживаемых помещений. К ним поступает охлажденный хладоноситель чиллера. Сами фанкойлы упрощенно представляют собой теплообменник, обдуваемый вентилятором. Хладоноситель движется по трубкам теплообменника и за счёт обдува охлаждает воздух в помещении.
Системы «чиллер-фанкойл» получили широкое распространение благодаря своей универсальности. Каждый элемент системы может быть подобран под конкретные условия. К примеру, если длина трассы мультизональных и полупромышленных систем кондиционирования лимитирована, то в системе «чиллер-фанкойл» можно подобрать насос заданной мощности, который обеспечит транспортировку хладоносителя на дальние расстояния.
Кроме того, системы «чиллер-фанкойл» отличаются высокой надежностью, но, как и в других сложных технических системах, высокий уровень надежности достигается за счёт регулярного технического обслуживания. Как показывает опыт, обслуживанию фанкойлов на объектах уделяется мало внимания. О причинах такого положения дел и последовательности проведения технического обслуживания речь и пойдет ниже.
Почему фанкойлы выходят из строя
Большинства аварийных ситуаций в системах холодоснабжения можно было бы избежать, если бы на объекте проводилось качественное регулярное техническое обслуживание фанкойлов и чиллеров. Если говорить о фанкойлах, то есть ряд причин, по которым об обслуживании часто забывают, однако, это неверно:
- Экономия средств. На самом деле техническое обслуживание фанкойлов – гораздо менее затратная операция, нежели их ремонт или замена системы холодоснабжения в целом;
- Затрудненный доступ. Фанкойлы (всех типов, кроме канального) устанавливаются непосредственно в обслуживаемых помещениях – кабинетах, офисах, переговорных, магазинах, обеденных залах и др., и это вызывает основные трудности. Обслуживание нужно проводить в нерабочее время и, по возможности, максимально быстро, чтобы не мешать функционированию объекта в рабочее время.
- Отсутствие лицензии/сертифицированных специалистов. Системы холодоснабжения относятся к числу сложных и дорогостоящих систем. Их монтаж, наладку, обслуживание и ремонт должны выполнять сотрудники, прошедшие специальное обучение у данного производителя. Выполнение работ силами несертифицированных специалистов грозит снятием оборудования с гарантии.
Что входит в техническое обслуживание фанкойлов
После монтажа системы холодоснабжения и сдачи её в эксплуатацию необходимо проводить регулярное техническое обслуживание всех её элементов. В частности, обслуживание фанкойлов следует проводить не реже одного раза в квартал. Более точные рекомендации приведены в инструкции по эксплуатации фанкойлов.
Техническое обслуживание фанкойлов включает:
- Внешний осмотр устройства, проверка надёжности его крепления;
- Очистка корпуса от пыли, снятие крышки, чистка фильтра и направляющих жалюзи;
- Проверка наличия посторонних шумов при работе устройства, выявление возможных причин при их наличии;
- Проведение электрических измерений – питающего напряжения, силы тока. Очистка и протяжка контактов;
- Измерение параметров контура хладоноситель – температуры и давления прямого и обратного потоков;
- Проверка работы узла обвязки фанкойла – запорных клапанов, трехходового вентиля, фильтров и воздухоотводчиков при их наличии;
- Проверка работы системы дренажа, чистка дренажного поддона и исходящего трубопровода;
- Тестирование работы настенного пульта или пульта дистанционного управления;
- Проверка параметров воздуха на выходе из устройства – температуры, скорости при различных скоростях вентилятора.
Результаты всех проверок и измерений заносятся в журнал технического осмотра. Регулярное проведение мероприятий по обслуживанию фанкойлов и ведение журнала позволяют накопить статистику работы устройства, на базе которой можно делать те или иные выводы о состоянии оборудования.
Холодоснабжение фанкойлами бизнес-центров NEO GEO и Лотос, башен в Москва-Сити и ВЭБ Арена ЦСКА в Москве
Особенности обслуживания фанкойлов различных типов
Самый распространенный тип фанкойлов – устройства настенного типа. Доступ к его элементам осуществляется путем снятия фронтальной декоративной панели и фильтров. После этого становится возможным осмотр практически всех необходимых элементов блока.
Сложнее дело обстоит с кассетными и, особенно, канальными блоками. Они скрыты за потолком и доступ к ним подразумевает наличие сервисного люка или частичную разборку подвесного потолка. Для канального фанкойла помимо вышеперечисленных работ требуется проверка приточных и вытяжных воздуховодов и решеток на предмет целостности, отсутствия резких изгибов, проектных расходов воздуха.
Ещё один нюанс – высота подвешивания блоков. Настенные блоки чаще всего применяются в помещениях с нормальными потолками – до 3 метров или немного выше. Канальные и кассетные фанкойлы могут быть установлены в залах, высота потолков которых достигает и превышает 6 метров.
Для того чтобы получить доступ к оборудованию, обычной стремянки недостаточно и требуются специальные подъёмники.
Когда нужно проводить техническое обслуживание, а когда уже поздно
Распространенной ошибкой является мнение, что техническое обслуживание фанкойлов нужно проводить при наличии проблем с его работоспособностью; если же оборудование работает нормально, то и следить за ним не нужно.
На самом деле, техническое обслуживание следует проводить именно тогда, когда фанкойлы работают без нареканий. Уже в этот момент возможно зарождение первых признаков будущей поломки – повышение перепада давления на теплообменнике по хладоносителю, повышение температуры охлажденного воздуха, наличие небольших шумов и вибраций и другие признаки. Сотрудники офиса редко обращают внимание на такие тонкости, а опытный специалист сразу отметит приближение аварийной ситуации.
Выявить такие признаки помогает журнал сервисного обслуживания. Заметив неполадку, можно проследить соответствующие показания за некоторый период в прошлом и сделать выводы о том, является ли подобная ситуация нормальной или ведёт к поломке.
Если же неполадки в работе фанкойла явные, то проводить техническое обслуживание можно разве что с целью выявления дополнительных проблем. Далее потребуется ремонт вышедших из строя устройств, влекущий за собой временную неработоспособность системы холодоснабжения.
Признаки наличия неисправностей в работе фанкойлов:
- Из блока капает вода, хотя поддон чист – вероятно, произошел засор дренажной системы вдали от фанкойла или в системе канализации здания;
- Охлажденный воздух, подаваемый фанкойлом, пахнет гарью – вероятно, проблема в электрическом блоке устройства, требуется его проверка и замена неисправных деталей;
- Фанкойл шумит при работе;
- Слишком сильное или недостаточное охлаждение воздуха;
- Устройство не работает (не включается).
Все перечисленные проблемы с большей степенью вероятности требуют проведения ремонтных работ, а не сервисного обслуживания.
Ещё раз следует подчеркнуть, что техническое обслуживание фанкойлов выполняется тогда, когда оборудование работает нормально. Цель проведения работ – убедиться в правильной работе, предупредить аварийные ситуации, продлить срок его службы.
Произвести монтаж и обслуживание оборудования Dantex могут официальные дилеры бренда. Официальные представители имеют большой опыт в области монтажа и технического обслуживания систем холодоснабжения, а также все необходимые сертификаты и навыки для проведения технических работ.