Для диагностики поломок кондиционера нужно знать, как он устроен, на каких принципах основана его работа и как протекает процесс теплообмена. Не рекомендуется пытаться проводить диагностику или регулировать параметры кондиционера без соответствующей подготовки. Тем не менее, существуют основные методы проверки конкретных сбоев в работе кондиционера, которые мы рассмотрим в этой статье.
Состав и принципы работы кондиционеров
Эта тема обсуждается на многочисленных ресурсах в интернете и в литературе. Прежде всего важно отметить, что кондиционеры представляют собой герметично закрытые медные трубопроводы, по которым в определенной последовательности перемещаются хладагенты. Хладагент иногда называют "фреоном", но это одно и то же вещество. Именно хладагент создает повышенное давление в определенных зонах и пониженное давление в других по всей системе. Медные трубопроводы соединяют множество различных компонентов холодильной машины и ее фитингов, и среди них есть четыре основных и важных элемента, которые участвуют в ее работе.

На фото: хладагент в кондиционере
Функция компрессора заключается в сжатии газа-хладагента, создании избыточного давления и передаче его в конденсатор - следующий элемент процесса. Между компрессором и конденсатором хладагент движется с повышенной температурой и избыточным давлением, делая медные трубы теплыми на ощупь или даже горячими. После конденсатора хладагент становится полностью жидким и опять же под избыточным давлением направляется к дросселю. В этот момент температура хладагента и трубопроводов низкая, около температуры человеческого тела. Все вышеперечисленные трубопроводы и компоненты находятся внутри внешнего блока, и все они расположены компактно, что затрудняет определение местоположения каждого элемента и трубопровода без опыта и знаний.
После дросселирования температура и давление хладагента резко падают, и его температура достигает от 0C до +5C, что делает его холодным на ощупь. После дросселирования хладагент выходит из внешнего блока, проходит через запорный клапан и по теплоизолированному трубопроводу попадает в теплообменник внутреннего блока, где закипает. Затем он проходит по другой теплоизолированной медной трубе, через запорный клапан во внешний блок и в конечном итоге возвращается на всасывание компрессора.
Сколько холодильного агента в системе
Определение количества хладагента, присутствующего в системе кондиционирования воздуха, важно для надлежащего обслуживания и эффективной работы. Важно отметить, что конкретный тип хладагента, используемого в системе, может варьироваться, и очень важно определить точный тип и количество, необходимое для оптимальной работы.

На фото: измерение хладагента в кондиционере
Хладагент - это вещество, которое течет по трубкам кондиционера, поглощая и отдавая тепло для охлаждения воздуха. Хотя существуют различные типы хладагентов, каждый из которых обладает уникальными свойствами и воздействием на окружающую среду, для обычного пользователя тип используемого хладагента обычно не важен.
Давление и малое количество холодильного агента
Однако понимание количества и необходимого давления хладагента в системе имеет решающее значение. Эту информацию можно найти в паспорте кондиционера, предоставленном производителем или продавцом. Техники также могут измерить и отрегулировать уровень хладагента в рамках регулярного технического обслуживания.
По мере разработки новых, более экологичных хладагентов необходимо быть в курсе последних новинок и следить за тем, чтобы система кондиционирования работала с соответствующим количеством хладагента, чтобы минимизировать потребление энергии и воздействие на окружающую среду.

На фото: давление хладагента
Хладагент, также известный как фреон, является важнейшим компонентом системы кондиционирования воздуха. Он поглощает и отдает тепло для охлаждения воздуха и обеспечения надлежащего функционирования устройства. Однако со временем утечки, неправильная установка или эксплуатация могут привести к уменьшению количества хладагента в системе, в результате чего кондиционер не сможет охлаждать воздух.
Несколько признаков могут указывать на недостаток хладагента в системе. Нагнетательная труба, то есть медная труба, выходящая из компрессора, будет комнатной температуры, а не горячей. Медные трубы, входящие и выходящие из теплообменника внутреннего блока, не будут холодными, а компрессор будет работать постоянно, не выключаясь, как положено.
В некоторых случаях в системе может оставаться небольшое количество хладагента, что приводит к несколько иным признакам. Змеевик испарителя будет постоянно покрываться инеем, а компрессор будет работать на максимальной мощности. Компрессор также может отключиться из-за перегрева, а на дисплее появится сообщение об ошибке.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо обеспечить правильную установку и обслуживание кондиционера, а также своевременное устранение любых утечек или нарушений герметичности системы. Регулярное обслуживание профессиональным техником поможет обнаружить и устранить эти проблемы до того, как они станут причиной более серьезных проблем.
Определение давления фреона в системе кондиционирования воздуха требует определенных знаний и опыта, но это можно сделать, имея необходимые инструменты. Для измерения давления необходима заправочная манометрическая станция с двумя манометрами и шлангами или отдельные манометры высокого и низкого давления со шлангами. Манометры следует подключить к сервисным портам высокого и низкого давления, и включить кондиционер, чтобы проверить давление по шкале манометра.
Знание типа фреона в кондиционере имеет решающее значение для определения требуемого давления, а также обращение к таблице соответствия давления и температуры хладагента или другим справочным данным. Еще более точный метод, основанный на измерении перегрева и переохлаждения хладагента, также может быть применен опытными специалистами.
Значение перегрева может быть определено путем измерения температуры на теплообменнике внутреннего блока или как можно ближе к выходу испарителя на выходном трубопроводе от теплообменника внутреннего блока (испарителя), а также температуры линии всасывания к компрессору. Разница этих температур называется перегревом, и нормальное значение колеблется от 3C до 8C. Если перегрев высокий, это указывает на то, что хладагента в системе недостаточно, и необходимо дозаправить систему после выявления и устранения утечек.

На фото: заправка и давление хладагента
Стоит отметить, что небольшая разница в количестве заправленного фреона не оказывает существенного влияния на давление, поэтому высокий уровень точности в процессе заправки не всегда необходим. Тем не менее, необходимо убедиться, что в систему добавлено правильное количество хладагента для обеспечения оптимального функционирования и эффективности.
Кондиционер перезаправлен
Еще один способ проверить, не перезаправлен ли кондиционер, - измерить значение переохлаждения. Переохлаждение - это разница температур между жидким хладагентом и температурой насыщения на выходе из конденсатора. Для измерения переохлаждения на линии жидкости на выходе из конденсатора устанавливается датчик температуры, и температура сравнивается с температурой насыщения хладагента при давлении в конденсаторе. Если значение переохлаждения слишком высокое, то кондиционер переобогащен.

На фото: заправка кондиционера
Если кондиционер перезаряжен, важно удалить избыток хладагента. Это может сделать квалифицированный техник с помощью машины для удаления хладагента. Попытка удалить хладагент самостоятельно может быть опасной и привести к травме или повреждению системы кондиционирования. Важно отметить, что добавление или удаление хладагента из системы должно выполняться только квалифицированным техником, имеющим необходимое оборудование и опыт.
В целом, поддержание правильного количества хладагента в системе кондиционирования воздуха имеет решающее значение для ее правильного функционирования. Проверка давления и температуры хладагента с помощью соответствующих инструментов может помочь определить необходимое количество хладагента в системе.
Кроме того, измерение перегрева и переохлаждения может дать информацию о том, перезаряжен или недозаряжен кондиционер.
Заправка или дозаправка
Важно подчеркнуть, что самостоятельные попытки выполнить эти действия не рекомендуются. Опыт показывает, что такие самостоятельные действия часто приводят к тому, что приходится вызывать специалиста не только для дозаправки системы, но и для диагностики всей системы на предмет исправности. Тем не менее, важно выделить основные моменты:
Определите тип и количество хладагента, необходимого для полной заправки.
Хотя можно использовать манометры для контроля давления и температуры хладагента, этот метод не всегда точен.
Правильный метод заключается в откачивании всего хладагента из системы, вакуумировании ее, проверке на наличие утечек, а затем заправке путем взвешивания баллона с хладагентом.

На фото: дозаправка кондиционера
Очень важно, чтобы вы не пытались выполнить эти действия самостоятельно и не доверяли их неквалифицированным специалистам. Вместо этого лучше вызвать сертифицированного техника, который специализируется на конкретной марке вашего кондиционера.
Мотин Вячеслав Владимирович
Руководитель учебного центра, кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВО «РОСБИОТЕХ», академик МАХ