Монтаж мультизональных VRF систем кондиционирования

Первые малые холодильные машины были изобретены в начале 19 века практически одновременно в Америке и во Франции, но все они представляли собой законченную холодильную установку. Причем предназначены они были для охлаждения жидкостей. Именно те времена можно считать моментом изобретения первых прототипов чиллеров. Конечно, это были не современные чиллеры, так как почти за 200 лет они изменились и усовершенствовались до неузнаваемости. Все это время система чиллер-фанкойл была единственным оборудованием, которое обеспечивало охлаждение/нагрев воздуха в огромных зданиях с большим  количеством помещений.

С годами система стала не экономичной и энергетически не выгодной. Поэтому потребовалась разработка принципиально новой системы кондиционирования, которой в последствие и стала мультизональная система или VRF-система. По сравнению с аналогичными традиционными системами она является более  эффективной  и экономичной. Многие ведущие климатические компании - производители разрабатывают и производят VRF-системы.

У любого бренда в мультизональной системе имеются отличия, например: качество сборки, герметичность холодильного контура внешних и внутренних блоков, надежность комплектующих, особенности алгоритмов работы и защитных устройств, гарантийные обязательства, сроки поставки запасных частей после гарантийного периода и т.д. В настоящее время по принципу мультизональной системы работают не только установки кондиционирования воздуха, но и системы, обеспечивающие получение промышленного холода с низкими температурами кипения. 

Что же положено в основу создания мультизональной системы? Это три основные составляющие:
  • Микроконтроллер – основной “мозг”, работает по специально разработанной  компьютерной программе, которая в режиме онлайн постоянно опрашивает все датчики  холодильного контура и выдает команды для управления различными двигателями переменного или постоянного тока, а также шаговыми двигателями.
  • В качестве дросселирующего устройства обязательно используется электронный расширительный вентиль. Только он может обеспечить большую точность подачи холодильного агента в каждый внутренний блок или в наружные блоки, вне зависимости от режима и степени загрузки компрессоров.
  • Рефнеты или разветвители. Именно они позволяют обеспечить равномерное распределение холодильного агента по всем внутренним блокам, независимо от его расположения относительно внешнего блока.

Все же, несмотря на все особенности работы мультизональных систем, принцип получения холода и работа холодильного контура остается классическая. Поэтому и проведение монтажных работ аналогично работам по монтажу сплит-систем. Но, конечно, есть и свои особенности.

  1. Перед монтажом мультизональной системы создается проект, в котором указаны места расположения внутренних блоков, длины трубопроводов силовых кабелей и линий связи, перепады высот, модели разветвителей для каждого разделении/соединении потока холодильного агента и диаметр трубопроводов на каждом участке холодильного контура.
  2. В соответствии с проектом производится размещение и установка внутренних блоков в помещениях. Прокладываются трубопроводы для хладагента, соединенные разветвителями без  подключения к   внешним блокам. Во избежание попадания влаги и посторонних предметов внутрь труб, производится герметизация входящих и выходящих концов трубопроводов. Особенность прокладки трубопроводов мультизональных систем состоит в том, что необходимо строго выдержать требования по относительному расположению разветвителей и трубопроводов, не допускать излишнего количества петель, превышений допустимых длин и перепадов высот.
  3. Пока имеется свободный доступ к клеммам внутренних блоков, шлейфом соединяются все внутренние блоки двух - или трехпроводной линией связи, а также предусматривается возможность управления местными, центральными пультами управления.
  4. Затем производится монтаж дренажной системы с учетом всех особенностей внутренних блоков и возможности обеспечить уклон и слив конденсата самотеком в общий дренажный трубопровод. При необходимости требуется установка дополнительных дренажных насосов, обеспечивающих подъем воды на требуемую высоту.
  5. Далее следуют такелажные работы и размещение  одного или нескольких внешних блоков. Независимо от места установки (кровля, земля, техническое  помещение) необходимо предусмотреть специальные рамы для установки на них внешних блоков. Так как внешние блоки при работе создают вибрацию, то для того чтобы погасить эту вибрацию, следует обязательно предусмотреть установку виброгасителей.
  6. После всех основных монтажных работ и проверки герметичности производится подключение трубопроводов внутренних и внешних блоков при помощи  пайки и развальцовки.
  7. Перед заполнением контура внутренних блоков хладагентом следует удалить воздух с помощью вакуумирования.
  8. На последнем этапе проводится  дозаправка системы хладагентом, исходя из рассчитанного веса в соответствии с диаметрами и длинами трубопроводов. Для дозаправки используются электронные весы с точностью 2-5 грамм.
  9. Производится пробный запуск, контроль параметров: давлений и  температур  всей системы.

Некоторые производители мультизональных систем стараются упростить процедуру дозаправки хладагента при проведении пуско-наладочных работ за счет введения алгоритма автоматической дозаправки. Практика показывает, что не стоит полностью доверяться такому способу дозаправки, т.к. он имеет существенные ограничения в реальных условиях, и, желательно, заранее более точно рассчитать требуемый вес, исходя из длин и диаметров жидкостных трубопроводов.